Подарки к выпускному в 11 классе

Подарки к выпускному в 11 классе 820

Подробные рекомендации по написанию части С ЕГЭ по русскому языку.

1. Как сформулировать проблему?

Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности..., роли… и т. п.

Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.

Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

2. Как прокомментировать текст?

Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.

Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.

Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты).

Возможны следующие варианты работы:

1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:
• От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)?
• Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
• Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
• Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

2) Если текст публицистический или научный, то можно ответить на следующие вопросы:
• Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)?
• Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)?
• Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным?
• Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?

Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

3. Как сформулировать авторскую позицию?

Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

• Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).

• Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Нужно присмотреться, каковы действия героя и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы. Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

4. Как высказать и обосновать собственное мнение?

Недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что …» или «я согласен / не согласен с автором и считаю (полагаю, думаю), что…»

Подбирая аргументы, помните, что вы аргументируете не авторскую точку зрения (он вас об этом не просит, он уже сказал всё, что хотел), а свое согласие (несогласие) с ним. Я знаю то-то и то-то из научной, публицистической литературы, читал художественные книги, где на подобный вопрос дан вот такой ответ, сталкивался с определенными жизненными ситуациями, был свидетелем того или иного события и т. д.

Собственная позиция должна быть четко оформлена. Проверьте, сформулирован ли вами тезис, выражающий вашу точку зрения. Доказывают ли ваши аргументы сформулированный тезис?

При четко сформулированном тезисе пример становится аргументом, если он подтверждает вашу позицию. После приведенного примера нужно сделать вывод, Просто пример ничего не доказывает (факт существования героя или произведения не является аргументом, доказательством может служить близкая авторской позиция другого писателя).

Аргументами, согласно рекомендациям Федерального института педагогических измерений, считаются:

I. Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. Ср.: терминологические определения.
7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные аргументы – примеры. В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность:

а) конкретный пример:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);
б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

III. Ссылки на авторитет:
– мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т. п.;
– цитата из авторитетного источника;
– мнение специалиста, эксперта;
– обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
– мнение очевидцев;
– мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
– общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Чтобы аргумент воспринимался не как обособленное высказывание, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинённое положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому.

5. Как выстроить сочинение?

Композиционно оформлять работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

I. Проблема, над которой размышляет автор.
II. Комментарий.
III. Авторская позиция.
IV. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
    1). Первый аргумент.
    2). Второй аргумент.
V. Вывод (заключение).

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

Внимательно проверьте свою работу. Если не уверены в написании какого-то слова, в вашей власти заменить его на другое.

Пишите разборчиво! Хорошо читаемый текст – возможность расположить к себе эксперта, который будет проверять вашу работу

Примеры формулировок проблемы:

Взаимозависимости:
- человека и природы (экологии), музыки и Родины и т. п.
- воспитания, нравственного формирования личности, взросления, становления личности.

Нравственного выбора (в чем он состоит) жизненного пути.

Роли и назначения дома, музыки, литературы, искусства, труда, природы, личности в истории

Взаимоотношений (кого с кем)
- исторической памяти
- экологии языка (природы)
- цели и смысла жизни
- подвига и предательства
- одиночества, утраты связей, разобщенности.

Восприятия
- красоты, счастья, музыки, искусства, природы и т. п.
- объективной оценки исторических событий
- нравственной ответственности (кого перед кем)
- бедности, социального неравенства, социальной незащищенности
- подлинных и мнимых ценностей.

Влияния (кого на что)
- например асоциальной среды на подростка, телевидения на формирование характера и т. п.
- человеческих достоинств и пороков: лицемерия, равнодушия, черствости, искренности; такта и деликатности, совести, честности,. чести и долга, милосердия и жестокости и т. п.

Отношения к чему-л. (Как следует относиться к …)

Если проблема формулируется вами как вопрос, то начать такой вопрос лучше со слов как, почему, в чем суть, причина, допустимо ли и т. п.

Сопоставление сочинений части С

(1) Несколько раз я слышал странное мнение, что "Три мушкетёра" Александра Дюма - книга вредная и ненужная и что её не следует давать читать детям. (2) Потому что её герои занимаются чёрт-те чем: пьют вино, дерутся на шпагах, развратничают, воруют бутылки через дырку в потолке магазина, убивают женщину и так далее и тому подобное. (3) Первый раз такое мнение я услышал на писательском семинаре в Дубултах в 1990 году от кого-то из молодых писателей. (4) Второй раз я услышал такое мнение от одного известного питерского фантаста на семинаре Б.Н. Стругацкого. (5) Третий раз я услышал аналогичное мнение от старой дамы, профессорши, университетской преподавательницы, в случайно слышанной по радиопередаче.

(6) Она вообще выступала за запрещение много чего в русской и нерусской детской литературе: в частности, книги и фильмы о Малыше и Карлсоне, потому что Карлсон, во-первых, живёт на крыше, а значит - бомж, и уже одним этим подаёт дурной пример для подростков, во-вторых, он всё время врёт, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное, и прочее, и тому подобное. (7) Запрещению подлежат Буратино и Винни-Пух - практически по тем же причинам, сказка про Машу и трёх медведей - за то, что маленькая героиня пришла в чужой дом, всё там съела, поломала, а потом убежала от заслуженного наказания.

(8) Вот и мушкетёры Александра Дюма угодили под каблук этой дамы. (9) А такой переворот в её мыслях произошёл после посещения США, где борьба за политкорректность достигла таких масштабов, что в некоторых штатах Америки запретили Тома Сойера с Гекльберри Финном и изъяли все подозрительные места из классических детских книжек.

(10) Так что, дорогие читатели, пока ещё на школьных дворах не пылают костры из книг, в которых политкорректность не дотягивает до необходимого уровня, срочно покупайте "Трёх мушкетёров" и читайте, перечитывайте, давайте читать другим. (11) Пока не настал День Гнева.

(По А. Етоеву)

Сочинение 1
(как нужно)

Сочинение 2
(как не нужно)

Комментарий к сочинению 2

Читаные-перечитаные книги в потрепанных обложках. «Приключения Буратино» А. Толстого, «Три мушкетера» А. Дюма, «Винни Пух и все-все-все» А. Милна. Кто не читал эти произведения, кто не знаком с их героями?

 

Вступление отсутствует

Но положительные герои совершают порой «неправильные», с точки зрения общепринятых норм, поступки. Как следует относиться к книгам, которые рисуют симпатичных автору и читателям героев, нарушающих общепринятые нормы? Именно над этой проблемой размышляет А. Етоев.

В этом тексте автор ставит проблему того, что некоторые люди хотят уничтожить книги, которые рассказывают о плохих поступках хороших героев.

Проблема не обозначена, автор сочинения лишь обрисовал ситуацию. Слов «плохой», «хороший» лучше избегать, т. к. они недостаточно информативны.
К1-0

Он ссылается на мнение людей авторитетных (писателя, профессора-филолога), ратующих за запрет и изъятие «подозрительных мест» из классики. Автор ироничен по отношению к любителям пересмотреть классику («мушкетеры А. Дюма угодили под каблук этой дамы»). Особенно меня поразила интерпретация сказки «Три медведя». Страшно подумать, чем могла бы закончиться сказка, дождись Маша «заслуженного наказания». Етоев объясняет подобное варварское отношение к книгам модной нынче «политкорректностью». Тревогой за судьбу дорогой многим читателям детской литературы пронизана каждая строчка статьи современного писателя.

Эта проблема является актуальной. Автор рассказывает про даму-профессора, которая выступала за запрещение много чего в русской и нерусской детской литературе: в частности, книги и фильма о Малыше и Карлсоне, потому что Карлсон, во-первых, живёт на крыше, а значит - бомж, и уже одним этим подаёт дурной пример для подростков, во-вторых, он всё время врёт, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное, и прочее, и тому подобное.

Вместо комментария процитирован большой фрагмент текста, причем почему-то без кавычек.
К2-0

А. Етоев считает, что книги нужно сохранить в том виде, в каком они были написаны («срочно покупайте и читайте, перечитывайте»), пока не нашлись люди, готовые перекроить всю мировую литературу.

Автору не нравится подобная политкорректность.

Позиция автора не обозначена, высказано лишь отношение к проблеме. Кроме того, при формулировании проблемы автор сочинения говорил о книгах, а в попытке определить позицию автора о политкорректности.
К3-0

Я согласен с автором и полагаю, что недопустимо так вольно распоряжаться достоянием мировой цивилизации, потому что ценность классики именно в том и состоит, что она не показывает жизнь плоской, однобокой, не предлагает готовых решений. Ее герои ошибаются и получают по заслугам, страдают, каются и исправляют ошибки.
Многие писатели считали, что в человеке совмещены разные качества, как положительные, так и отрицательные. Такой рисует, например, свою героиню А. Островский в пьесе «Гроза». Катерина изменяет мужу, но испытывает нестерпимые муки совести и поэтому гибнет. Именно это и возвышает Катерину над всеми остальными персонажами пьесы, декларирующими вседозволенность под лозунгом «только бы шито да крыто было». Симпатична читателю и Маленькая разбойница Г.Х. Андерсена из «Снежной королевы». Она грабит бедную Герду, отбирает подарки принца и принцессы, но то, что она способна испытывать сочувствие и одаривать сама, делает ее более человечной.

Я согласен с автором, потому что политкорректность не нужна при определении достоинств книги.
Об этом писали многие писатели, например таким изображен Обломов в одноименном романе Гончарова. Он мечтательный и хороший человек, но ленивый.
А еще есть симпатичный проходимец Остап Бендер. Он нравится читателям, хотя он плут.

Собственная позиция не сформулирована, высказана лишь причина своего согласия с точкой зрения автора исходного текста.
Приведены примеры, которые не являются аргументами, потому что ничего не доказывают. Факт существования произведения или героя – не аргумент.
К тому же инициалы писателя нужно указывать обязательно.
К4-0

Так классическая литература помогает читателям научиться не судить об окружающем прямолинейно, а о людях – примитивно.

 

Заключения нет.

Л.С. Соколова, С.П. Белокурова
учителя русского языка и литературы,
Санкт-Петербург.


ЕГЭ портал рекомендует:
• Аргументация проблем в сочинении С1
• План сочинения С1
• Видео Учимся писать сочинение по русскому языку
Поиск по ЕГЭ порталу "Сочинение ЕГЭ" →
Подарки к выпускному в 11 классе 228


Подарки к выпускному в 11 классе 759


Подарки к выпускному в 11 классе 506


Подарки к выпускному в 11 классе 835


Подарки к выпускному в 11 классе 174


Подарки к выпускному в 11 классе 41


Подарки к выпускному в 11 классе 712


Подарки к выпускному в 11 классе 506


Подарки к выпускному в 11 классе 276


Подарки к выпускному в 11 классе 175


Подарки к выпускному в 11 классе 942


Подарки к выпускному в 11 классе 587


Подарки к выпускному в 11 классе 887


Подарки к выпускному в 11 классе 367


Подарки к выпускному в 11 классе 420


Подарки к выпускному в 11 классе 764


Подарки к выпускному в 11 классе 973


Подарки к выпускному в 11 классе 411


Подарки к выпускному в 11 классе 793


Читать далее:

  • Шлейка на хорька своими руками
  • Золотые ручки вышивка бисером ноябрьск
  • Поздравление всё стало так как вы хотели
  • Как сделать фото в лифте
  • Как сделать так чтобы не было клятв